Перейти на главную страницу портала Список сайтов учреждений, подведомственных министерству

Как помочь ребенку адаптироваться в школе

15.09.2020

Обычно дети к 6-7 годам проявляют интерес к школе. Но все эти радужные надежды часто разбиваются о стену стресса, с которым неизбежно сталкиваются каждый первоклассник и его родители. Ребенок пришел в новое место, где ему нужно подружиться со сверстниками, научиться жить по школьным правилам. Увы, не все дети к этому готовы. Адаптация к школе занимает от 2 до 6 месяцев. Как же помочь ребенку пройти период адаптации к школе с наименьшими потерями.

Физическая нагрузка

Всем известно, как важна для развития ребенка физическая нагрузка. И именно ее катастрофически не хватает ребенку в школе! До школы малыш почти непрерывно находился в движении, а теперь он вынужден неподвижно сидеть на уроках, причем по несколько часов подряд.

Переменки не в счет, во-первых, они короткие, а во-вторых, обычно в школе детям во время перемены не разрешают бегать или играть в слишком подвижные игры. В результате, ребенок устает от неподвижности, которая постепенно становится хронической.

Обязательно организуйте досуг ребенка таким образом, чтобы он скомпенсировал своё долгое сидение за партой. Это может быть посещение спортивных секций или обычные подвижные игры во дворе. В среднем, ребенок этого возраста должен находиться в активном движении не менее 2 часов в день.

Свежий воздух

Ребенку, нервная система которого испытывает стресс от свалившихся на него нагрузок, вдвойне необходимо бывать на свежем воздухе. Во второй половине дня желательно уместить 2 прогулки. Лучше всего первую прогулку устраивать минут через 20 после обеда, а вторую – перед сном, вместо сидения за компьютером или телевизором. В выходные дни и в каникулы старайтесь гулять с ребенком в том же режиме, как это происходило до школы: утром и вечером, примерно, по 1.5 часа, а в хорошую погоду по 2 часа.

Сон

Очень важно, чтобы в этот период ребенок полноценно высыпался. Если же ребенок будет испытывать дефицит сна, то «досыпать» он будет на первых двух уроках. Понятно, что эффективность обучения при таких обстоятельствах будет не слишком высокой.

• Если ребенок привык днем спать, то укладывайте его на послеобеденный сон.

• Ребенок этого возраста должен спать примерно 11 часов в сутки. Постарайтесь, чтобы вечером он укладывался не позже 9 часов.

• Старайтесь, чтобы перед отходом ко сну ребенок не играл в шумные возбуждающие игры или не играл на компьютере.

• Выспавшийся ребенок встречает утро в радостном настроении. Если ваш ребенок с утра выглядит хмурым или вялым, то значит отведенных для сна часов ему недостаточно.

• Организуйте режим малыша так, чтобы у него было достаточно времени перед выходом в школу. Ребёнок не должен чувствовать спешки и нервничать, он должен спокойно привести себя в порядок, позавтракать и настроиться на «рабочий день».

Домашние задания

  • Второй пик мозговой активности приходится на 14-17 часов (первый - от 9 до 12 часов утра), поэтому домашнее задание выполнять лучше в этот промежуток времени.

• Перед выполнением домашней работы ребенок должен не только пообедать, но и в обязательном порядке погулять.

• Первоклассник не должен сидеть над домашней работой больше часа.

• Во время выполнения домашней работы устраивайте малышу «переменки» на 10 минут. И пусть он привыкнет, что домашняя «переменка» – это не сиденье перед телевизором или компьютером. Лучше всего если он попрыгает, покувыркается или потанцует.

В этом возрасте самое важное – сохранить интерес к учебе и познанию нового.

• Ни при каких обстоятельствах не упрекайте ребенка за то, что у него что-то плохо получается или он что-то прослушал, или забыл.

• Не сравнивайте его школьные успехи с успехами других детей или своими собственными ни в лучшую, ни в худшую сторону.

•  Внушайте ему оптимизм. Уверенным голосом говорите, что все получится, хотя сейчас ему бывает трудновато.

• Не награждайте (и уж тем более не наказывайте) за успехи в учебе.

• Но с интересом относитесь к тому, чему малыш научился, с радостью отмечайте, если что-то ему удалось хорошо сделать. Спрашивайте, что интересного он сегодня узнал, что нарисовал на уроке рисования, во что играл с друзьями на перемене. Если малыш поделился с вами чем-то из услышанного на уроке, что показалось ему интересным, постарайтесь развить тему, например, расскажите еще что-нибудь интересное об этом.

Успехов вам!